Первое в истории погружение батискафов на Северном полюсе завершилось: оба российских аппарата благополучно всплыли на поверхность Ледовитого океана.
Глубоководный аппарат "Мир-1" всплыл в 18:08 по московскому времени, а "Мир-2" - в 19:15, сообщил вице-президент Ассоциации полярников Владимир Стругацкий.
"Мир-1", на борту которого находились океанолог Анатолий Сагалевич (командир) и депутаты Госдумы Артур Чилингаров и Владимир Груздев, провел под водой в общей сложности 8 часов 40 минут.
В 09:28 по московскому времени "Мир-1" начал погружение, а в 12:08 сел на дно на глубине 4261 метра.
"Мир-2" начал погружение в 10:30 и достиг глубины в 4302 метра.
Карта района экспедиции
Каждый из аппаратов провел на дне Северного Ледовитого океана более часа.
В 13:36 по московскому времени экипаж "Мира-1" при помощи механического манипулятора установил на дне океана государственный флаг России, сделанный из титана, и взяв пробы грунта, начал подъем на поверхность.
По словам Стругацкого, "Мир-1" перед всплытием около 40 минут дрейфовал подо льдом на глубине 15 метров в поисках подходящей полыньи.
Батискафы подняты на борт исследовательского судна "Академик Федоров".
Как говорят российские ученые, их миссия "сравнима с мировой сенсацией", так как никто никогда еще не совершал подобных погружений.
В ходе экспедиции запланировано несколько погружений.
Кроме научной цели российские ученые преследуют также цель политическую.
Флаг поставили только российский
"Наша задача - напомнить всему миру, что Россия является великой полярной и научно-исследовательской державой", - заявил ранее Чилингаров.
"Миром-2" управлял российский пилот Евгений Черняев, а помогали ему шведский миллионер Фредерик Полтен, который заплатил за это путешествие 3 млн. долларов, и австралийский полярник Майкл Макдауэлл. Их сразу предупредили, что флаги Швеции и Австралии на дно Ледовитого океана поставить не разрешат.
Члены экспедиции должны получить геологические данные в поддержку притязаний России на часть арктического шельфа.
Ничья земля?
Запасы участка шельфа, на который претендует Россия, ученые оценивают в 10 млрд. тонн углеводородов.
К тому же там пролегает Северный морской путь - самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию. Этот путь можно было бы использовать в том числе и для транспортировки нефти и газа.
Россия пытается доказать, что подводные хребты Менделеева и Ломоносова являются неотъемлемой составляющей материковой части страны.
В 2001 году Россия отправила в специальную комиссию ООН по морскому шельфу "Заявку по обоснованию внешней границы континентального шельфа".
Россия стала первой из арктических стран, составившей подобный документ. Но эту заявку заморозили - комиссия потребовала от Москвы предоставить больше обоснований.
Право доступа к богатствам Арктики оспаривают и другие страны, в том числе США.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров во вторник заявил, что вопрос о расширении российского шельфа "будет решаться исключительно на основе международного права".
"Цель экспедиции - не застолбить права России, а доказать, что наш шельф простирается к Северному полюсу. Экспедиция позволит получить дополнительные научные доказательства того, что мы собираемся добиться", - заметил он.
В понедельник официальный представитель госдепартамента США Том Кейси в интервью агентству ИТАР-ТАСС сказал, что Вашингтон внимательно следит за экспедицией. По его словам, в СШA попытку России обосновать свои претензии на арктический шельф считают "совершенно законными".
Он подчеркнул, что представленные Россией обоснования "должны быть тщательно изучены соответствующими международными органами". "Другой вопрос, что ни США, ни кто-либо еще не считают это окончательно решенным делом", - передает слова Кейси российское агентство.
Кейси также подчеркнул, что администрация США выступает за скорейшую ратификацию американским Конгрессом Конвенции ООН по морскому праву в целях защиты своих интересов в Арктике. "Мы надеемся, что осенью, когда Конгресс вернется с летних каникул, Конвенция будет ратифицирована", - говорит представитель американского внешнеполитического ведомства.
По мнению экспертов российского НИИ океанологии, если удастся убедить комиссию ООН, это позволит России прирастить арктический шельф на 1,2 млн. квадратных километров.
Исследовательское судно "Академик Федоров" вышло из мурманского порта 24 июля и двигалось на полюс через толщу льда в сопровождении атомного ледокола "Россия". "Академик Федоров" привез на полюс более 100 человек, два вертолета, два батискафа, а также другое научное оборудование.